Правила право– и левостороннего движения уже не одно десятилетие доставляют хлопот производителям автомобилей и самим водителям, которые, приехав заграницу, вынуждены «перестраиваться» и ездить «не по той» стороне. В чем причина такой двойственности, мы попытаемся объяснить в этой статье.
Сегодня правостороннее движение — норма для 75% стран мира.
Тем не менее, длительное время левостороннее движение преобладало. И виной всему… лошади.
Эксперты утверждают, что, когда на дорогах был преимущественно конный транспорт, люди ездили по левой стороне.
Дело в том, что правшам удобней седлать лошадь с левой стороны. Кроме того, большинство воинов держали меч в правой руке, поэтому находиться по левой стороне дороги им было удобней.
Древние греки, египтяне и римляне гнали свои колесницы навстречу врагам по левой стороне дороги.
Когда несколько столетий спустя улицы заполнили повозки, левосторонние правила движения были утверждены на законодательном уровне. Кучерам-правшам было также удобней ехать слева, держа кнут в правой руке, чтобы он не зацепился за изгородь или кусты или не задел идущих по обочине.
Точно неизвестно, почему некоторые страны все-таки перешли на правостороннее движение. Есть предположение, что, когда в моду вошли многоконные упряжки, кучеру было удобней сидеть на задней левой лошади. Но такие тяжелые повозки плохо маневрировали, поэтому было принято решение держаться правой стороны.
В первых автомобилях руль находился справа, но водители предпочитали ездить по правой стороне. Поэтому Генри Форд перенес руль и водительское сидение налево. С тех пор во всем мире существует правило: руль слева – машина справа.
Поскольку США являлись лидером по производству автомобилей, большинство стран переняли их опыт, а английские колонии остались верны традициям Империи.
Только в 20 веке Канада, Италия, Испания, Скандинавия и некоторые Африканские страны переключились на правостороннее движение.